|
||||||||
|
Экогазета-RU:
Что нужно, чтобы жить с умом
Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Н. Заболоцкий Мир меняется. Это так. А вот сам "я" меняюсь ли? Чтобы жить в гармонии с этим миром? Вот тут у меня большое сомнение. Не потому ли так трудно живется сегодня молодому поколению - от школьников до студентов /да и у нас, преподавателей - тоже нелегкая жизнь/? И во глубине того, что с нами происходит, есть главная причина. Ведь у большинства из нас если не отцы, то деды или прадеды были отнюдь не горожане. Вы спросите: а при чем тут "не горожане"? Да при том, что жизнь в городе и традиционная /для большинства населения России/ сельская жизнь - это совершенно разные жизни. Многие века существовал мир крестьянской, народной культуры. И вот за какое-то столетие все перевернулось вверх тормашками. И мы живем в этом перевернутом мире. Но не в гармонии с ним, не став по-настоящему горожанами! Там, у наших дедов и прадедов, веками культурное поведение определялось принципом: "как у всех, так и у меня", "то, что все, то и я". В городе так жить нельзя, мы все это видим на каждом шагу. Но - живем! Несмотря на стремление к самоутверждению, которое принимает порой самые экстравагантные внешне формы /и это мы тоже видим на каждом шагу!/, подлинное личное самосознание находится пока еще в самом зачаточном состоянии. Причина этого в том, что небывало и многократно в XX столетии изменялся весь образ жизни наших соотечественников. Каждое поколение живет своей жизнью, каждое поколение переживает драму неприспособленности и одиночества. Вот что такое наша урбанизация. Это - следствие вынужденного, противоестественного массового превращения сельского жителя в городского. Ведь образ жизни крестьянина и горожанина был совершенно различным! Это / простите мне слишком сильное сравнение!/ все равно, что выбросить рыбку из родной речки на сушу и сказать ей: а теперь отращивай ножки и учись дышать легкими! Бедная рыбка! Сто лет назад 85% российского населения было сельским. Что это значит в культурном, духовном плане? Быть во многом независимым: своими руками, опытом, талантом, характером творили люди свою жизнь. Материальную и духовную. От хлеба насущного до великого русского слова. Они жили в согласии с природой и миром, то есть мирской, соборной, общинной жизнью. У этой жизни с точки зрения современного растерянного и обленившегося "неогорожанина" было два "недостатка": обязанность трудиться всю жизнь /и никакой тебе зарплаты и пенсии!/ и ограничение индивидуальных притязаний особи /"живи, как все люди живут!"/. Впрочем, были исключения, были. И не только Ломоносовы, но и Рябинины, Федосовы, Кривополеновы и т.п. Были Хори и Калинычи /вспомним Тургенева/. Свобода движения "вниз" - к настоящей нищете, и свобода движения "вверх" - к настоящей зажиточности - эта свобода все же оставалась. ...И этот мир не только казался, но и был вечным и надежным. Он был миром и в смысле отсутствия войн: одно дело сельские поединки - "стенка на стенку", своего рода соревнование. И совсем другое уничтожающие войны, которые вели и ведут "цивилизованные" государства. В веках не было гражданских войн внутри самого крестьянства. Впрочем, если вмешивалась и подталкивала государственная власть, то - как у нас в годы коллективизации - и такое могло быть: перечитайте "Поднятую целину" М.Шолохова! ...Но вернемся к урбанизации. В городах живет сегодня огромное большинство населения России - теперь уже около 80%. Но и оставшиеся в деревне смотрят те же телевизоры, читают те же "глянцевые" книжки, одинаково одеваются, учатся в большинстве в таких же школах по однотипным учебникам... За сто лет ураганной урбанизации российский человек во многом культурно обезличился, либо превратился в маргинала, одинокого, растерянного, нередко агрессивного. Но, может быть, образование /которое неразрывно связано с городской жизнью/ поможет нам, выручит нас? Да, да, конечно! Но и здесь немало дров наломала та же насильственная урбанизация. Нормальная городская жизнь и образование - неразрывны. Но что такое современное образование? Боюсь, что здесь немало фиктивного, немало видимости и подделки. Начнем со статистики. Сравним: что было "до" и что происходит "сейчас". До революции /данные 1913 года/ в начальных училищах Минпроса обучалось 2 миллиона 330 тысяч школьников. В церковно-приходских школах - 1 миллион 100 тысяч. В гимназиях и реальных училищах всех видов - около 150 тысяч человек. Что же касается высшего образования - в той, старой России /с входившими в ее состав Финляндией, Польшей, Прибалтикой, Украиной и т.д./ государственных и частных вузов было всего 115. Студентов в них - 123 тысячи 500 человек. Преподавателей - четыре с половиной тысячи. Всего! И это при населении около 180 миллионов человек. В наши дни в одной только Российской Федерации свыше 850 вузов /более 500 государственных, бюджетных и около 350 коммерческих/. И число их растет. А количество студентов при самых скромных подсчетах приближается к трем миллионам человек. Население же в РФ - меньше 140 миллионов. "Тогда" один студент был примерно на одну тысячу человек. Сегодня - на пятьдесят человек. А среди своих сверстников студентом оказывается едва ли не каждый третий. Хорошо это или плохо? Казалось бы - и хорошо, и необходимо. Урбанизация настоятельно требует образованности. Но на практике она пока что привела к резкому падению уровня высшего образования. К снижению культуры высшей школы. Как литератор я не могу не сказать о других главных утратах. Вынужденная, насильственная урбанизация привела к разрыву культурной преемственности поколений, ослаблению духовных связей внутри народа. Правда, свирепый многолетний идеологический контроль за происходящим в культуре теперь отсутствует. Казалось бы это - на пользу творчеству. Но пока что это привело лишь к невообразимой мешанине творчества и творческих потуг, когда рядом с возвращением всей большой, подлинной литературы, классики, в качестве ее победительного конкурента выступает низкопробное чтиво, книжки-поганки, "глянцевая бормотень". Да и осмысление самой классики массовым читателем /и зрителем/ оказывается поверхностным, примитивным, подчиненным стереотипам "маскульта". Резкому снижению культурных критериев, уровня культурного восприятия крайне содействует телевидение, о чем можно было бы повести особый разговор. Все это делает новые, юные поколения зачастую беззащитными перед резко меняющимися обстоятельствами - в жизни, в культуре, в их учебных ориентирах. Да и в собственной судьбе. Как жить дальше? Где выход? Выход есть! Он - в духовном самосотворении нового горожанина. В огромной личной внутренней работе, в сотворении своей души и развитого ума, в личной способности - и студента, и преподавателя - различать истинные и ложные ценности. А не в амбициозном "силовом" самоутверждении, с которым мы сталкиваемся на каждом шагу. Путь этот - трудный, а для многих еще и не представимый. Но другого пути - нет. Это нужно понять всем нам твердо и глубоко. А закончу, как и начал, тоже стихами. Теперь уже из Александра Твардовского: " Что нужно, чтобы жить с умом? / Понять свою планиду / Найти себя в себе самом./ И не терять из виду!"/. Вот именно!
доктор наук, профессор В.М. Акимов
Член Союза писателей СПб |
|||||||
Copyright © 2007-2011 Nature-Archive.RU
|